Японский сад камней


Существует некое особое спокойствие, приходящее во время наблюдения японского сада камней. Хотя и трудно назвать конкретный элемент, оказывающий это умиротворяющее влияние, можно сказать, что основную роль играет та спокойность и незыблемость, которая присуща многим японским садам. И это не вызывает удивления, так как «костями» сада являются камни, а растения используются лишь в качестве украшений. Правил создания японского сада камней множество, и они передаются с древних времен. Неудивительно, что люди с западным складом ума не могут сразу воспринять утонченность двухтысячелетних форм. Но это не означает что понять их невозможно. Истинный дух японского сада, как и многие грани Дзен-искусств, заключается в законах и обрядах, пронизывающих и наполняющих жизнь японцев. Изучив несколько правил установки камней и несколько наиболее распространенных шаблонов, мы можем создать своими руками японский сад, вызывающий чувство безмятежности. Пять основных типов камней Существует пять типов камней, использующихся для создания японского сада. Из них создаются тысячи комбинаций, но с пониманием основных типов камней и классических вариантов их использования проще подбирать камни для создания своего сада.
Первый камень: Камень Души Первым камнем, рассмотренным нами, будет низкий вертикальный камень, или Камень Души. Это вертикально установленный камень с широким основанием и острым клиновидным верхом. Примером использования такого камня может быть Камень Защиты.
Второй камень: Камень Тела Следующим камнем будет высокий вертикальный, или Камень Тела. Это еще один вертикально устанавливаемый камень, и он символизирует человека или божество. В отличие от прошлого, у этого камня основа лишь ненамного шире верхушки. Этот камень стоит устанавливать особенно аккуратно, так как он является самым высоким во всей композиции и определяется образ всего сада. Как правило, он устанавливается ближе к задней части композиции, и НИКОГДА не на фасаде.
Третий камень: Камень Сердца Плоский камень, или Камень Сердца, является самым часто используемым. Это плоский камень, подобный тем, которыми выкладывают дорожки. В сложных композициях он используется в качестве элемента, создающего гармонию между вертикальными камнями и горизонтальными линиями земли и воды. Камень Поклонения это, как правило, плоский камень.
Четвертый камень: Камень Небесного Свода Камень Небесного Свода символизирует руки. Этот камень является исключением из основного правила, и имеет плоскую вершину, которая шире чем основание. Он также является наиболее сложным для подбора камнем; если вершина будет слишком большой, то камень будет выглядеть неустойчиво и придавать образу негативную энергию, нарушающую общий баланс сада. Считается, что этот камень является идеальным чтобы сбалансировать два горизонтальных камня с двумя вертикальными, а также соединить в единый образ группы растений и камней.
Пятый камень: Камень Быка Камень Быка, или наклонный камень является последним из пяти основных камней. По высоте он располагается где-то посередине между Третьим и Четвертым камнями, но никак не ниже Третьего и не выше Четвертого. Один из краёв этого камня должен быть выше предыдущего. Это камень «тонкой настройки», и он располагается на переднем плане, объединяя все остальные камни, и его установка требует максимальной аккуратности. Обратите особое внимание Это были пять камней, используя которые мы можем придать нашему саду истинный японский облик. Но не стоит забывать и о вещах, которые могут его испортить. Таких, как Три Плохих Камня Камень Болезни (камень с выцветшим или отсутствующим верхом) Мертвый Камень (явно вертикальный камень, использующийся в качестве горизонтального, и символизирующий мертвое тело) Камень Бедности (не имеющий никакого отношения и не сочетающийся с остальными камнями в композиции)





Одним из самых известных каменных садов является сад храма Рёан-дзи, или сад 15 камней, построенный в 1499 году. По его подобию построено большинство каменных композиций при храмах Японии. На площадке, засыпанной белым гравием, расположено 15 тёмных булыжников в первозданной форме, разделённых на пять групп. Каждая каменная группа обсажена зелёным мхом, а гравий «причесан» граблями вдоль длинной стороны сада и кругами вокруг «островов». Каменная композиция построена таким образом, что пятнадцатый элемент всегда остаётся невидимым. Увидеть все 15 камней возможно только паря в высоте. В ХVIII веке практически все постройки храма Реандзи были уничтожены пожаром. И только каменная композиция сохранила свой первозданный вид до наших дней. Монахи считают что лицезреть весь сад способен лишь «просветлённый».

Комментариев нет:

Отправить комментарий